✡#ЗапискиПрофессиональногоЕврея
5/12. До какого колена считать будем?
Второй тезис: еврей - это генеалогия, это происхождение.
Куча разных вариаций этого тезиса, две самых популярных сегодня: 1. еврей тот, у кого мама еврейка - трактовка из еврейского религиозного законодательства - Галахи; 2. еврей тот, у кого до третьего поколения есть прямой предок еврей (мама/папа/бабушка/дедушка) - принцип современного Закона о возвращении государства Израиль.
Опуская разницу трактовок, обратимся к самому тезису:
ЕВРЕЙ = потомок ЕВРЕЯ
Неизвестное выражается через само себя.
Я один вижу здесь проблему? Ты еврей, если твоя мама еврейка. А почему она еврейка? Потому что её мама еврейка. А она почему? Потому что и её мама еврейка... И до какого колена считать будем? А самое главное, кто будет в начале этого списка? Праотец Авраам? Даже если так, его мама не еврейка, если что...
Авраам - еврей, потому что он заключил договор (завет, "брит"). Согласно договору, он обязывался исполнять законы (заповеди), а в ответ он и его потомки получали обещанную (обетованную) землю и помощь в становлении "народом великим".
А может ли кто-то ещё, кроме Авраама, не имея прямых предков евреев, стать евреем? Да! Любой человек может! Для этого он должен подготовиться и заключить договор (процедура Гиюр). То есть сделать ровно то, что сделал Авраам.
Зачем был этот экскурс в древность? Для того чтобы показать, что термин ЕВРЕЙ использован уже в двух разных значениях:
1. ЕВРЕЙ = потомок ЕВРЕЯ
2. ЕВРЕЙ = заключивший договор
А если в начале любой генеалогической цепочки все равно будет стоять человек, заключивший договор, то можно сказать:
1. ЕВРЕЙ = человек, заключивший договор
2. ЕВРЕЙ = потомок человека, заключившего договор
Два разных термина, но теперь они объяснены через одно понятие - договор (завет, "брит").
Чтобы избежать путаницы, я придумал следующее разделение терминов:
*для обозначения генеалогического смысла применять термин "НАРОД" ("нарожденные" люди; те, кто рожден от принявшего договор);
*для обозначения смысла "принявший договор" использовать термин "НАЦИОНАЛЬНОСТЬ".
Промежуточный вывод:
Словом ЕВРЕЙ обозначают:
1. Национальность (по факту принятия человеком завета)
2. Принадлежность к народу (по факту происхождения человека от принявшего завет).
P.S. Смею утверждать, что такой принцип разделения терминов может работать не только для евреев. По крайней мере, при таком раскладе обретает смысл конституционная фраза "многонациональный народ России" - группа людей, "нарожденная" от приверженцев разных национальных законов. Но это уже другая тема.