✡#ЗапискиПрофессиональногоЕврея 6/12. Наборная трёповедь. Третий тезис. Еврей - это вероисповедание (кто верит/соблюдает/изучает Тору; еврей=иудей). Скользкая тема. Потому что кто верит - не сомневается. А кто исследует - сомневаться обязан. Кстати, куча людей помогала мне советом по этой части. Гольда, Миша, Настя, все остальные - спасибо вам за терпение! Для начала, определимся с терминами. Я не нашел простых и однозначных, поэтому придумал сам. А значит, дальнейшие рассуждения будут сугубо личными, этакой трёповедью. Призываю ознакомиться и принять как мнение, а не как истину. Вера - это неусомневаемое знание. Вероисповедание - это принятие религиозного учения как неусомневаемого знания. Религия - это учение о высшей силе, устраивающей общежитие всего сущего. Иудаизм - это религия, описанная Торой. Иудей - это человек, принявший иудаизм. Собираем вместе - получаем: Иудей - это человек, принявший учение о Всевышнем, творящем мир, описанное в Торе. Принять иудаизм человек может заключив договор (завет, "брит"). И в этом смысле, "стать евреем" и "принять иудаизм" - понятия максимально близкие. В моём понимании вероисповедание=национальность, потому что и то и другое предполагает принятие договора. (НО!! Не забываем, что ПОТОМОК человека, принявшего договор тоже называется ЕВРЕЕМ. И факт рождения не предполагает принятия договора, но тоже даёт право называться евреем.) Обращаю внимание. Еврей тот, кто принял договор. Не тот, кто его безукоризненно соблюдает, не тот, кто следует всем традициям конкретной общины. Не тот, кого местный раввин/староста/замполит объявил евреем. А именно тот, в чьей биографии есть факт принятия договора. На сегодня - это обряд "брит-мила" у мужчин или обряды "имянаречение" и "миква" у женщин. Дальше есть куча проблем с тем, какая община чей обряд признаёт/не признаёт, кто кого считает имеющим/не имеющим право такой обряд проводить, но это уже дебри. Туда пока не пойдем. Промежуточный вывод: Словом ЕВРЕЙ обозначают: 1. Вероисповедание и национальность (по факту принятия человеком завета) 2. Принадлежность к народу (по факту происхождения человека от принявшего завет). P.S. Такое разделение разрешает кучу противоречий, появившихся в судебной практике государства Израиль после принятия Закона о возвращении. Большинство судов сводилось к попытке выяснить, есть ли разница между евреем и иудеем. Но под "евреем" все стороны понимали разное. "Я рожден еврейкой, поэтому я еврей. А то, что я католик - уже не важно". "Нет, важно, потому что невозможно разделить "еврей" и "иудей"! Поэтому ты не еврей!" (Это краткий пересказ "дела брата Даниэля"). А я говорю: еврей (национальность) и иудей (вероисповедание) действительно разделить почти невозможно. А вот еврей (национальность) и еврей (принадлежность к народу) - можно! И тогда не нужны будут формулировки, типа "сочли бы отцы сионизма евреем верующего христианина?" Да пофиг на них! Есть факт обряда брит-мила, а есть факт рождения от предка-еврея. И государству Израиль остаётся только определить, распространяется ли Закон о возвращении на всех людей, принадлежащих к еврейскому народу или только на людей еврейской национальности? Но это опять дебри:)

Теги других блогов: иудаизм еврей вероисповедание